Авторизация

Главная

 

Влияние общеисторических условий на формирование университетских моделей

02.02.2018

Еще в XIV в. итальянские гуманисты считали эпоху, в которую они жили, резко отличающейся от Средневековья. В 1450-1550 гг. осознание этого стало еще более выраженным. «О век! О знание! Какая радость быть живым; но нельзя расслабляться, Виллибальд! Страсти кипят, знания процветают, Ты, варварство, готовь себе петлю и убирайся в изгнание!» - этим знаменитым призывом гуманист Ульрих фон Гуттен (1488-1523) заканчивает в 1518 г. свой автобиографический доклад Нюрнбергскому канцлеру Виллибальду Пиркхаймеру. Флорентийский философ Марсилио Фичино (1433-1499), основатель Платоновской академии в Кареджи (который в свете недавних исследований стал считаться человеком, сыгравшим заметную роль в истории университетов), полагал, что живет в новом золотом веке: в этот век была вновь открыта платоновская философия, снова появились поэзия, ораторское искусство, живопись, скульптура, архитектура и музыка, астрономия достигла совершенства, а в Германии были изобретены инструменты для печатания книг. Итак, главными инновациями в интеллектуальной жизни эпохи Возрождения, оказавшими существенное влияние на развитие европейских университетов в раннее Новое время, были: 1) гуманистическое движение, результаты которого обогатили не только гуманитарные, но и естественные науки; 2) бурное развитие философской мысли благодаря обнаружению оригинальных работ Платона; 3) книгопечатание, произведшее революцию в распространении писаного слова и его влиянии внутри университета и за его пределами.

К XVI в. гуманизм из итальянского феномена превратился в общеевропейское движение. Вместе с гуманизмом Северная Европа обрела и осознание исключительности своей эпохи. Ищете качественный текстиль? Заказывайте лучший постель делюкс тут по самым выгодным ценам.

Филипп Меланхтон, главный сподвижник Лютера в образовательных и философских вопросах и его преемник в качестве лидера германского протестантизма, в инаугурационной лекции в Виттенбергском университете в 1518 г. отмечал, что многое в плане сохранения наследия древних авторов сделали бенедиктинские монастыри, начиная с каролингской эпохи вплоть до XII в. Однако, добавлял он, после 1200 г. плохие переводы Аристотеля и вызванные ими схоластические споры привели к упадку университетов, церкви и нравственности. Главной целью университетских реформ в духе гуманизма этот 21-летний профессор называл возвращение к источникам в поэзии, изучении наук и богословия. Таким образом, по его мнению, будет возможно вернуться к сути самих вещей, например, к мудрости Иисуса Христа в богословии. В лекции на открытии новой гуманистической высшей школы в Нюрнберге в 1526 г. Меланхтон приписывал Флоренции заслугу не только в том, что там приняли бежавших из Константинополя ученых, но и в том, что им определили хорошее жалованье как преподавателям греческого языка. Таким образом, Флоренцию следовало благодарить за то, что она спасла греческий язык от вымирания и дала новую жизнь почетным наукам. Из Флоренции во все стороны света распространилось образовательное движение, приведшее к развитию национальных языков, улучшению муниципального права и очищению религии.








 

 

© Copyright 2015