Авторизация

Главная

 

Память ребенка

03.11.2020

Поскольку привыкание и отмена привыкания уже представлены к моменту рождения, это является первым признаком более совершенной способности младенцев к запоминанию, чем полагал Пиаже. Привыкание, как вы помните, заключается в угасании реакции на повторяющийся стимул. Для этого ребенок должен обладать по крайней мере определенной способностью к сохранению информации о предыдущих событиях.

Соответственно для отмены привыкания ребенок должен понимать, что новое событие имеет определенные отличия. Это предполагает, что память ребенка содержит детальный образ или образец оригинального события.

Вторым источником, доказывающим, что уже очень маленькие дети могут помнить специфические события в течение некоторого периода, служат серии талантливых исследований, проведенных Каролин Рови-Колье и ее коллегами. Некоторые дети любят копировать звуки машин, например, как едет грузовое такси. В своей наиболее широко применяемой методике Рови-Колье использует остроумную вариацию стратегии оперантного обусловливания. Сначала она подвешивает привлекательную игрушку над детской кроваткой и наблюдает за реакцией. В частности, она интересуется тем, как часто ребенок «дрыгает»

Трехмесячная Андреа демонстрирует вторичную циркулярную реакцию, когда повторно двигает рукой, чтобы услышать звук погремушки. На языке теории научения мы могли бы сказать, что удовольствие от звука подкрепляет ее поведение ногой, когда смотрит на игрушку. После трех минут этого «базового» наблюдения, она привязывает струну к игрушке и ноге ребенка, так что каждый раз, когда ребенок «дрыгает» ногой, игрушка двигается. Дети быстро обучаются тому, как надо работать ногой, чтобы повторить это интересное новое явление. На промежутке от 3 до 6 минут 3-месячные дети удваивают или утраивают частоту своих движений, демонстрируя, что явно произошло обучение. Затем Рови-Колье проверяет память ребенка, возвращаясь к этому методу через несколько дней и подвешивая ту же самую игрушку над кроваткой, но не привязывая струну к ноге. Наступает решающий момент: будет ли ребенок дрыгать ногой только при виде игрушки? Если ребенок запомнит предыдущий опыт, он будет дрыгать ногой с большей частотой, чем он это делал, когда впервые увидел игрушку. Трехмесячные дети именно так и’поступали, даже после недельного перерыва.

Почему этот эксперимент вызывает такой интерес? Во-первых, он свидетельствует о том, что младенцы гораздо более опытны в когнитивном плане, чем мы предполагали. В то же время работа Рови-Колье определенным образом поддерживает представления Пиаже, поскольку в ней освещен систематический прирост способности ребенка к запоминанию на протяжении нескольких месяцев младенчества. Так, 2-месячные дети могут запомнить движения ногой только на один день; 3-месячные могут помнить эту связь в течение недели; к 6 месяцам ребенок может запомнить движения на две недели. Также Рови-Колье считает, что ранняя младенческая память сильно ограничена специфическим контекстом, в котором произошел первоначальный опыт. Даже 6-месячные дети не узнают или не запоминают игрушку, если экспериментатор вносит какие-либо незначительные изменения, например помещая в кроватку, в которой ребенок изначально проходил тестирование, матрасик другого цвета. При этом дети действительно все запоминают, причем гораздо больше, чем полагал Пиаже, но их память имеет очень








 

 

© Copyright 2015