Авторизация

Главная

 

Словесные ограничения

31.08.2021

Другим предметом горячих дебатов среди лингвистов за последние годы служит следующий фундаментальный вопрос: как ребенок понимает, к какой части явления может относиться слово? Классический пример: ребенок видит коричневую собаку, бегущую по траве с костью в зубах. Взрослый показывает на собаку и говорит: «собачка». Предполагается, что из этого указания ребенок поймет, что слово «собачка» относится к животному, а не к «бегущая», «кость», «собака плюс кость», «коричневое», «уши», «трава» или любым другим комбинациям элементов в данной ситуации.

Многие лингвисты предполагают, что ребенок может справиться с этой чрезвычайно сложной задачей только в том случае, если он способен оперировать врожденными допущениями, или ограничениями. Например, ребенок может обладать врожденным допущением того, что слова относятся к целым объектам, а не их частям или атрибутам. Это называется ограничением целого объекта. Взаимоисключающее ограничение приводит ребенка к допущению о том, что объекты будут иметь только одно название.

Другое близкое ограничение — это принцип контраста, т. е. допущение о том, что каждое слово имеет различное значение. Таким образом, если используется новое слово, оно должно относиться к другому объекту или другому аспекту объекта. Например, в часто цитируемом раннем исследовании Карей и Бартлетт описано, как прерывали игру 2- и 3-летних детей, указывая на два подноса и сообщая: «Принеси мне хромированный поднос, не красный, а хромированный». Дети уже знали слово красный, но им было неизвестно слово хромированный. Тем не менее большинство детей были способны выполнить просьбу и принести не красный поднос. Более того, через неделю половина детей помнили, что слово хромированный относится к цвету и что цвет был «не красный». Таким образом, они поняли значение слова по контрасту.

Любите путешествовать на машине? Купить автотент стоит в таком случае. Вы сможете остановиться в любом месте и отдохнуть с максимальным комфортом.

Первые приверженцы концепции ограничений считали ограничения врожденными, т. е. определенным образом встроеными в структуру мозга. С другой стороны, со временем ребенок усваивает несколько принципов. Например, Каролин Мервис и Джаклин Бертран обнаружили, что не все дети в возрасте 16-20 месяцев используют принцип ограничения при запоминании названия нового для них объекта. Исследование показало, что у тех детей, которые использовали этот принцип, также отмечался более объемный словарный запас, при этом они были более успешны в сортировке объектов по группам. Полученные данные свидетельствуют о том, что ограничения могут быть чрезвычайно полезными для быстрого запоминания слов, но, с другой стороны, они могут быть продуктом когнитивно/речевого развития, а не врожденной склонности к этому.

Еще более веский аргумент против понятия врожденных ограничений мы можем обнаружить в работе Катрин Нельсон, которая указывает на то, что ребенок редко сталкивается с ситуацией, в которой взрослый нечетко показывает на что-либо и называет слово. Гораздо чаще родители следуют за ребенком, называя объекты, с которыми ребенок уже играет или на которые указывает. Фактически, если родители часто дают названия объектам, следуя за потребностями ребенка, их дети овладевают языком быстрее. Другие теоретики также подчеркивают, что дети слышат новые слова в ситуациях, насыщенных стимулами и подсказками, включая выражение лица родителей, расстановку акцентов в их словах и общий контекст, в котором называется новое слово, что помогает детям понять, к чему конкретно могут относиться слова. Если это описание верно, тогда ребенок не нуждается в коллекции ограничений освоения новых слов.








 

 

© Copyright 2015